На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

О РУССКОЙ ДОКТРИНЕ

Ознакомившись с концепцией “Русская доктрина”, рецензенты (преподаватели Московской Духовной академии) пришли к следующему основному выводу.

Доктрина может быть оценена как не противоречащая духу и учению православия. Отрадно, что в последнее время появляются столь значительные по своему наполнению документы, призванные аккумулировать силы людей и сообществ, которых тревожит судьба Отечества. РД радует тем, что не приемлет развала созидавшегося веками государства и пытается сплотить русских людей для возрождения России.

При этом представляется, что Доктрина слишком смела, ее открытое приятие в настоящий момент означало бы разрыв со всевозможными “общечеловеческими ценностями”, конфронтацию с западными “друзьями” и “партнерами”. Поэтому верный путь распространения РД – оглашение и обсуждение ее в обществе. И само государство охотнее обратит внимание на Доктрину, если она будет восприниматься как гражданское исповедание определенной части общества, а не произведение небольшого писательского коллектива.

В воззрениях авторов на принципы вероисповедной политики имеет место совершенно точное следование укорененному в православной традиции взгляду на поликонфессиональное государство. “...Россия по общепринятым в мире понятиям не может считаться поликонфессиональной страной. Признание этого факта не может ущемлять права и чувства неправославных верующих России”. “Ведущая религиозная организация может участвовать и во внутригосударственной деятельности”. Более того, продолжая тему поликонфессиональности темой полиэтничности, авторы также делают весьма похвальное заявление: “Непринадлежность к великороссам и славянам не делает граждан России нерусскими – нерусскими их может сделать лишь сознательная конфронтация с Россией, с русским миром”. Таким образом, закладывается основа этнического единения и снятия напряженности в национальных отношениях.

Что общего у Церкви с Доктриной? Церковь скорбит о падении России и не может не поддерживать всего, что служит ее восстановлению. Но Церковь не может отождествлять себя с одной из идеологий. Церковь должна быть выше любых идеологий и при этом объединять людей разных идеологических установок. Кроме того, Русская Церковь, как сказал один из нынешних врагов России и христианства, — “последняя имперская структура”.

Положения РД, касающиеся церковно-государственных отношений, не противоречат церковному учению. При этом православие воспринимается как инструмент для построения более совершенного государства. Христианские ценности рассматриваются не как самодавлеющие, а как ключ к решению национальных задач, как очень важные, но прикладные к нуждам государства. Иными словами, авторы не ставили перед собой целей рассматривать в РД основную – “надмирную” – роль Церкви. Вообще, Доктрина написана так, чтобы стать возможной платформой для патриотически мыслящих людей разных национальностей и вероисповеданий и даже, что тоже не исключено, части патриотов, которые по сумме своих культурных привычек, по воспитанию и образованию принадлежат к атеистической среде. В связи с этими обстоятельствами вполне понятно, почему Русская доктрина не уделяет внимания раскрытию многих фундаментальных смыслов внутрицерковной жизни, – в противном случае она оттолкнула бы всех, кто не отождествляет себя с православием, кто недостаточно приблизился к христианской традиции, не проникся ее духом. Тем не менее, очевидно, что главные авторы Доктрины люди православные и поэтому Церковь может благословить их продолжить работу над развитием и совершенствованием создаваемой идеологии.

С точки зрения рецензентов, Церковь не должна выражать некое официальное отношение к Доктрине, – одобрение либо, напротив, неодобрение. При этом Церковь в лице своих иерархов и пастырей вполне может поощрять обсуждение столь значимого и масштабного документа в обществе, в политической среде, может охарактеризовать как весьма полезный широкий диалог всех патриотических сил вокруг принципов и решений, изложенных в “Русской доктрине”.


вверх