На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

Новые Одиссеи.

На Корфу состоялось обсуждение новой доктрины реформирования России

 

В рамках форума состоялись конференция и “круглый стол”, посвященные обсуждению концепции нового глобального документа, который авторы назвали Русской доктриной. Документ этот - плод коллективного труда известных российских ученых и экспертов. Авторский коллектив весьма велик - несколько десятков человек, но к ключевым фигурам можно отнести двоих - редактора журнала “Русский предприниматель” Андрея Кобякова и философа Виталия Аверьянова.

Проект адресован не элите общества, а самому обществу. Внешне это фолиант форматом стандартного листа бумаги в 350 страниц. Внутренне - новая программа преобразований в современной России, основанных на историческом опыте и лучших традициях российской государственности. По мнению авторов, доктрина дает ответы на вызовы времени, показывает возможные пути построения будущего не только для России, но и для многих других народов и культур. Русская доктрина представляет собой оригинальные разработки в сфере вероисповедной политики, образования, культуры, массовой информации, морали, права, государственного и административного устройства, безопасности, военного дела, внешней и внутренней политики, демографии, миграции, социальной политики.

В разделе “Русское хозяйство” дан детальный анализ экономического положения России, содержания экономических реформ последних лет. В разделе есть “формула” оптимальной экономики страны и антикризисная программа как стратегия достижения такой экономики. Участники проекта в феврале этого года создали Центр динамического консерватизма, поскольку считают: близки качественные перемены как в мире, так и в России, приближается момент “великого перелома”. Авторы признают, что документ в нынешнем виде - открытая для поправок книга. Это, скорее всего, незаконченная стройка, многие заложенные в доктрине идеи еще ищут свое место.

По мнению авторов, четыре основные идеологические платформы, сосуществующие и конкурирующие сегодня в России (социал-демократия, радикальный либерализм, радикальный русский национализм и более поздний либеральный консерватизм), являются заемными, скопированными из западной политической практики и взяты различными партийными группами как инструмент для имитации политики. Платформа же Русской доктрины не вписывается ни в одну из этих идеологических матриц. Русская доктрина - это прежде всего динамический консерватизм. Он не запрограммирован на какой-то однозначный вектор: вполне возможно, что завтрашние угрозы для России придут не с тех направлений, с которых они ожидаются сегодня, а сегодняшние противники страны могут оказаться союзниками. Динамический консерватизм, таким образом, вооружает методологией моделирования и прогнозирования. Англо-американская глобализация, считают авторы доктрины, себя дискредитировала и уже не является серьезным противником. “Трудности внутри нас”, - утверждает г-н Кобяков. Он признает, что в характере русских отсутствует этническая солидарность, вместо нее, увы, - самоненависть и самопоедание. То есть гражданская война все еще продолжается. Если сегодня не принять идей Русской доктрины, говорят авторы, появится шанс у радикального национализма и даже национал-социализма.

При обсуждении доктрины на Корфу выявились как сторонники документа (их было большинство), так и противники. Например, политолог Виталий Третьяков считает, что в документе много мистического, излишне много монархического лексикона. А вообще, по мнению г-на Третьякова, труд носит характер маргинального. Один из авторов документа, представитель Госдумы Сергей Пыхтин, проводит историческую параллель. В свое время подобные доктринальные документы были написаны в Германии и во Франции. После “Немецкой идеологии” Карла Маркса и Фридриха Энгельса появились “Коммунистический манифест” и “Капитал”, ставшие программой действий на многие годы. После трудов французских энциклопедистов случилась Французская революция, перепахавшая всю Европу. Такой может быть сила документа, который вначале принимается в лучшем случае критически, а то и пренебрежительно.

Известный политолог Александр Ципко считает появление Русской доктрины событием, следующим по важности за знаменитым сборником статей российских публицистов и философов “Смена вех”, вышедшим в 1909 году, а авторов труда - будущей национальной элитой. Однако и попенял авторам: в доктрине не должно быть спорных вещей. Таких, например, как утверждение о том, что время ссудного капитала прошло. “Об этом писал еще Николай Бердяев”, - сказал г-н Ципко. Несколько озадачивает новая терминология доктрины. Эклектичным выглядит, например, выражение “сетевая святая Русь”. Создатели документа отсылают к эпохе Сергия Радонежского, когда от монастырей отпочковывались новые обители, благодаря чему шла колонизация новых территорий. На современном языке это -- сетевой метод. Он и мыслится формой осуществления нового проекта.

Лидер Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев считает, что Русскую доктрину надо бы обсуждать не вдали от России, а где-нибудь в ее центре - Новосибирске или Красноярске. Создатели доктрины поспешили сообщить, что презентация документа состоится в ближайшее время в Москве. По мнению, генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова, труд интересен “как утопия, как идеология, но не научная работа”. Г-н Федоров по-марксистски поставил точку: “Авторы объясняют мир, а надо его преобразовывать”.

Член Совета Федерации Василий Лихачев, однако, пообещал содействие в продвижении доктрины как “важного явления в политической жизни России” в органы государственной власти. Тем более что, считает г-н Лихачев, эти самые органы “испытывают интеллектуальный голод”.

Николай Поросков
“Время Новостей”, № 198
25 октября 2005

вверх