Глава 2. ДУХОВНЫЙ МИР РОССИИ
3. Основные тенденции религиозной жизни России
1). Доля верующих в населении России постепенно растет, доля
индифферентных и неверующих соответственно уменьшается. С одной стороны, все
больше людей возвращаются в лоно традиционных религий, а с другой – число
материалистов уменьшает активная пропаганда эзотерики и мистики. Количество
убежденных атеистов, наиболее активные из которых объединены в сектоподобные
ассоциации, сейчас ничтожно мало.
2). Высокая рождаемость у северокавказских мусульманских
народов и активная иммиграция мусульман из Средней Азии и Закавказья во многом
компенсируются русификацией и христианизацией большинства детей от смешанных
браков, массовым переходом в христианство татар, башкир, казахов, адыгов и
целого ряда других народов, а также постепенно увеличивающейся рождаемостью у
этнически православных народов. Поэтому в ближайшее время вряд ли можно ожидать
существенного увеличения доли истинных мусульман, хотя доля этнических
мусульман, несомненно, будет расти.
3). По сравнению с 1989 годом значительно сократилось и
продолжает сокращаться количество католиков, лютеран и меннонитов, в первую
очередь – за счет активной эмиграции немцев и продолжающейся русификации поляков
и литовцев. Прозелитическая миссия российских католиков, призванная хоть
частично сохранить их позиции, заметными успехами не увенчалась – вряд ли сейчас
община обращенных “русских католиков” насчитывает больше 10 тысяч человек.
4). Рост численности баптистов, адвентистов, евангельских
христиан и других нехаризматических протестантов приостановился. Все более
заметным становится отток их прихожан в харизматические группы, многие
протестанты возвращаются в лоно Русской Православной Церкви. Практически
исчерпаны резервы роста у мормонов, мунитов, сайентологов, кришнаитов и
большинства других новых религиозных групп – их адресный контингент выработан,
миссионерские методы устарели, а недобрая слава не позволяет эффективно
использовать накопленные богатства. Относительно высокие темпы прироста
сохраняют лишь свидетели Иеговы и неохаризматы, однако их ряды пополняются в
основном за счет неверующих и баптистов с адвентистами.
5). Доля иудеев и традиционных буддистов падает. Сильное
сокращение численности иудеев связано в первую очередь с продолжающейся
эмиграцией и ассимиляцией евреев, а народы буддийской культуры переживают
интенсивную христианизацию (в основном силами маргинальных протестантов) и
экспансию шаманизма.
6). Доля традиционных язычников медленно растет, в то время
как старообрядцы, истинно-православные христиане и сторонники других
неканонических православных юрисдикций постепенно теряют свои позиции.
Среди других заметных тенденций современной религиозной жизни
следует отметить следующие:
– кризис квазирелигиозной основы цивилизации Нового времени с
его культом разума и технологии как способа устранения разрыва высшего и земного
планов бытия приводит к естественному обращению вчерашних поборников этой
квазирелигии к традиционным конфессиям либо к увлечению новейшими модерными
верованиями, неоспиритуализмом и оккультизмом;
– тенденция на политизацию религий (имеется в виду не только
и не столько “политический ислам”, который как раз не симптоматичен, а
своеобразный либеральный стандарт религий, отстаивающих глобалистскую модель
“свободы совести” и радикального экуменизма; так, значительная часть
протестантских деноминаций, участвующих во Всемирном Совете Церквей, являются
“политическими религиями”);
– тенденция на смещение акцентов в вере со священных
предметов на социально-технологические, своеобразное смешение наукообразных и
религиозных форм подачи духовного опыта;
– тенденция на наделение религиозных традиций функцией
идентификации как основной: многие верования выступают в качестве “знамени”,
“символа”, с помощью которого представители той или иной нации, этнической
группы, исторической общности отличают себя от “чужих”, при этом собственно
мистические и вероисповедные вопросы могут не иметь большого значения для таких
номинальных верующих.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ