Глава 4. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СДВИГ
7. Принципы взаимодействия с различными державами
1. В отношении стран – бывших участниц коалиций во главе с
Россией (Советским Союзом) необходимо использовать фактор “ностальгии”, который
стал неотъемлемой характеристикой социальных процессов в этих странах. Даже
газета “New York Times” (13 января 2004 г.) вынуждена была констатировать
феномен “остальгии” в Восточной Европе. Этот неологизм дословно
обозначает тоску по “осту”, по Востоку, по социалистическому прошлому.
Реальность такова: лишь единицы из стран бывшего СССР и Варшавского договора
увеличили ВВП в 2000 г. по отношению к уровню 1990 г. Для подавляющего
большинства дореформенный уровень так и не был достигнут: Грузия, например,
имела лишь 29%, Латвия – 61%, а Азербайджан, где есть своя нефть, – 55% от ВВП
последнего года советского времени десятилетней давности.
2. Российское государство заинтересовано в политической
стабильности в Европе как основе развития платежеспособного рынка российских
энергоносителей и импорта передовых, преимущественно индустриальных технологий.
Плодотворные взаимоотношения России и Европы затруднены снижением роли ее
правительств в ущерб интересам транснациональных корпораций, то есть размыванием
экономической субъектности европейских государств. Позитивно воспринимая
интеграцию европейских государств, в том числе как источник становления и
стабилизации единой европейской валюты, Россия не удовлетворена прогрессирующей
бюрократизацией Европейского Союза, существенно затрудняющей отношения как с
Россией, так и с другими субъектами мирового сообщества.
3. Расширение ЕС за счет республик, входивших в состав
исторической России, безоговорочно декларируется как инициатива, враждебная
интересам Российского государства. Недоброжелательный характер этой инициативы
однозначно подтверждается параллелизмом экспансии ЕС и НАТО. Деятельность
“еврокритиков” в указанных государствах, в свою очередь, соответствует
стратегическим интересам РФ. Неравноправный подход евробюрократии к ряду стран в
рамках ЕС должен являться постоянным предметом российской контрпропаганды.
Опосредованное влияние России на решения Европарламента, безусловно,
целесообразно. Членство России в ПАСЕ, напротив, политически бессмысленно.
4. Развитие мировой экономической системы по
глобализационному пути, основанному на цивилизационно тупиковой униполярной
модели, приводит к фактической деиндустриализации прежних лидеров экономического
развития и формированию группы государств, определяемых как “новые
индустриальные государства”. К этой группе относятся:
- региональные державы с многоукладной экономикой в Латинской
Америке (Бразилия), Южной Азии (Индия, Пакистан), Юго-Восточной Азии
(Индонезия), Центральной Африке (Нигерия), Северо-Восточной Африке (Египет),
регионе Персидского залива (Иран);
- многонаселенные государства Юго-Восточной Азии, получившие
импульс развития первоначально как “сборочные цеха” индустриальных государств
(Южная Корея, Таиланд);
- государства Азии, Африки и Латинской Америки с
преимущественно сырьевой экономикой, получившие дополнительный импульс для
развития и роста мирового влияния в связи с ростом цен на энергоносители
(Саудовская Аравия, Малайзия, Ангола, Венесуэла).
Россия считает сектор новых индустриальных стран наиболее
динамичным и продуктивным источником формирования новых полюсов политической
системы мира. Россия считает целесообразным взаимодействие с новыми
индустриальными странами как в рамках Движения неприсоединения, так и в других
структурах (в первую очередь в Организации исламской конференции).
5. В развитии отношений России с новыми индустриальными
государствами целесообразно установление двусторонних и многосторонних
партнерских связей (по примеру Арабско-Российского делового совета). Дипломатия
в странах данной категории с многолетней историей партнерства опирается на опыт
кооперации советского периода и установившиеся в тот период торговые и
общественные связи. В этой связи в новых индустриальных государствах
целесообразно увеличение штата наших дипломатических миссий и более широкое
привлечение местных специалистов, особенно получивших образование в СССР, к
новым многосторонним проектам сотрудничества, в особенности в сфере высоких
технологий. В отдельных государствах (Индия, Таиланд) дипломатия может опираться
также на актуальное наследие двусторонних связей периода Российской империи, с
соответствующей спецификой культурного обмена. В государствах Латинской Америки
и Африки, в Индии и исламских странах целесообразно привлечение структур
общественной дипломатии и специализированных государственных и частных СМИ с
целью формирования общего контура общественного мнения по широкому спектру
международных вопросов в непосредственном контакте с публичными структурами и
творческими объединениями этих стран. Идеология новой мировой стабильности и
братства народов должна получить новое – сверхнационально-русское содержание.
Россия должна ассоциироваться у многих народов мира с идеей “большого братства”
и сверхнациональной солидарности и взаимопомощи.
6. Россия объективно заинтересована в повышении политической
роли развивающихся стран в мировом процессе в интересах формирования
многополярной динамично развивающейся системы мировой политики, утверждения
гуманистических принципов в мировом сообществе как предпосылке его
поступательного и мирного развития, предотвращения биологических, социальных и
культурных катастроф, развития новых рынков сбыта продукции национальных и
союзных производителей. Политические инициативы России в отношении развивающихся
стран являются необходимой и естественной составной частью международной
стратегии переустройства мира, предполагающей повышение роли государств по
отношению к транснациональным корпорациям, преодоление регрессивных (редукционистских)
методов управления беднейшими странами и спекуляции на их внешнеэкономических
обязательствах как необходимой предпосылке декриминализации региональных
экономических отношений, развития полноценных рынков, национальных
производственных экономик, цивилизационного роста и предотвращения
этноконфессиональных конфликтов, социальных и биологических бедствий.
Научно-технические и культурные инициативы РФ в развивающихся странах направлены
на развитие местных производительных сил с их вовлечением в межгосударственные
экономические программы, прежде всего в области энергетики, транспорта и
коммуникаций, на диверсификацию производства и экспорта аграрной продукции с
полным замещением антицивилизационных субстратов (плантаций наркосодержащих
культур). Эти цивилизационные усилия, стратегически необходимые для разрыва
циклов мировой криминальной индустрии, предполагают непосредственное
взаимодействие также на конфессиональном уровне (с традиционным исламским
духовенством в странах Азии и Северной Африки и католическим – в Латинской
Америке и Восточной Африке и т.д.).
7. Российское государство и Китайская Народная Республика
связаны историей тесного межнационального партнерства конца XIX – начала XX
века, в том числе в противостоянии колониальной политике Англии и США;
непосредственного политического партнерства на протяжении почти 50 лет,
исторически сложившейся комплементарностью профилей экономической стабилизации и
рынков сбыта, взаимной стратегической заинтересованностью в поступательном и
безопасном развитии региона Юго-Восточной Азии, а также трансазиатских
инфраструктурных коридоров. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного
партнерства с государствами, в силу исторических и экономических причин
оказавшихся в непосредственной сфере политического и экономического влияния КНР,
в первую очередь с Вьетнамом, а также с государствами смежного влияния
(Казахстан, Кыргызстан, Монголия).
8. Россия признает ответственность политического руководства
СССР в период 1955–1964 гг. за стратегически необоснованную и политически
бессмысленную конфронтацию между СССР и КНР, отказывается от преемственности
политической традиции Н.С. Хрущева и признает определяющую роль этой традиции в
кризисе просоветской и в сущности пророссийской международной системы. Россия
признает территориальную целостность КНР, не признает государственной
самостоятельности Китайской республики (Тайвань) и придерживается нейтралитета в
территориальных спорах между КНР и Японией.
9. Российское государство настроено на взаимовыгодное
политическое и экономическое сотрудничество с братским Китаем, рассматривая его
и союзные с ним государства как самостоятельный полюс мировой политики, роль
которого в мире закономерно возрастает по мере поступательного экономического и
социального развития. При этом Россия вправе рассчитывать на адекватную линию
внешней политики со стороны КНР, с учетом вклада России (СССР) в становление
независимости нового Китая.
Россия считает целесообразным и продуктивным двустороннее
партнерство с КНР, а также равноправное взаимодействие с КНР в рамках Ассоциации
стран Тихоокеанского региона, в рамках Шанхайской организации сотрудничества,
допуская расширение ее состава при условии соблюдения баланса отношений РФ с
Индией и Пакистаном. Россия высоко оценивает вклад Китая в международную
безопасность, в том числе ее усилия по противодействию униполяризации мировой
политической системы. В то же время Россия не заинтересована в создании новой
биполярности, опасной в первую очередь для смежных государств Центральной Азии и
южных границ России, и настроена на взаимодействие с КНР по формированию
структуры многополярного мира.
Российская дипломатия в КНР должна оказывать самое активное
содействие разработке совместных экономических, научно-технических и
инженерно-строительных программ, с рациональным комплементарным использованием
потенциала технологий и потенциала рабочей силы. В отношениях с КНР особые
усилия должны быть направлены на расширение культурных связей, в том числе на
основе совместных общественных, историко-культурных организаций и высших учебных
заведений, особенно гуманитарного профиля.
10. Россия делает большую ставку на расширение всестороннего
сотрудничества с братской Индией. Россию интересует выстраивание взаимовыгодных
технологических и инфраструктурных циклов с ведущей “софтверной” державой
континента, создание самостоятельных евразийских производств, способных на
динамичное развитие. Стоит задача не просто держаться на определенном уровне
конкурентоспособности, но и формировать оригинальный евразийский технологический
и гуманитарный стандарт.
11. Россия приветствует эмансипацию японского народа от факторов –
последствий Второй мировой войны. Япония должна быть свободна от иностранных
военных баз, от ограничений, наложенных в результате политических акций
многолетней давности. Российское государство настроено на значительное
расширение хозяйственных и культурных связей с Японией, выстраивание совместных
социально-экономических, информационных, культурных проектов в духе взаимного
уважения и общих интересов. Россия приветствует вступление Японии в евразийские
институты взаимодействия наций и участие ее компаний, капиталов, технологий в
развитии континентальных проектов, способствующих процветанию евразийского
братства наций, укреплению коллективной безопасности и стабильности в мире.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ