Глава 13. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РЕСУРСНОГО РАЗВИТИЯ
Ресурсы страны – на службу развитию
1. Принципы преобразования системы управления природными
ресурсами
На протяжении периода либеральных реформ использование
ресурсного потенциала Российской Федерации в основном определялось интересами
извлечения прибыли частными корпорациями, получившими в собственность необъятные
ресурсы в ходе сомнительных в правовом отношении сделок по ценам, составляющим
ничтожную долю реальной стоимости, с соответственно ничтожным вкладом в
государственный бюджет и прямым стратегическим ущербом национальным интересам
России, нанесенным при перепродаже природных ресурсов иностранным компаниям, в
том числе относящимся к юрисдикции недружественных государств.
В период либеральных реформ использование ресурсного
потенциала РФ сводилось к извлечению прибыли частными корпорациями, реализующими
полученные за бесценок в собственность природные ресурсы с ничтожным вкладом в
государственный бюджет и нанесением прямого стратегического ущерба национальным
интересам России при перепродаже их иностранным компаниям, в том числе
относящимся к юрисдикции недружественных государств.
Ответственное, хозяйское управление национальным богатством,
являющееся делом чести государства, с учетом продуктивного международного опыта
(в частности, арабских государств) предполагает:
– полную национализацию недр;
– оформление концессий с частными российскими корпорациями на
пользование недрами на условиях поставки установленной доли продуктов первичной
переработки природных ресурсов на внутренний рынок;
– предъявление частным корпорациям финансовых претензий и
реструктуризацию долга частных компаний в интересах сохранения их
платежеспособности;
– предъявление зарубежным корпорациям, относящимся к
юрисдикции недружественных государств, свидетельств о ничтожности сделок,
совершенных с недобросовестными национальными владельцами и инстанциями;
– привлечение лиц, осуществлявших сделки по реализации
природных ресурсов и добывающих предприятий от имени государства с ущербом для
государственного бюджета в особо крупном размере, к уголовной ответственности
(по статьям о злоупотреблении полномочиями и расхищению государственных
ресурсов).
Совет Безопасности по представлению Временной комиссии по
технической инвентаризации рассматривает эффективность управления
стратегическими ресурсами редких полезных ископаемых частными владельцами
совместно с Генпрокуратурой России.
В основу расчета ущерба для государственного бюджета,
причиненного в связи с заниженной оценкой добывающих предприятий, закладывается
приблизительная рыночная стоимость реализованного имущества вместе с ресурсами в
соответствии с экспертной оценкой Аудиторской службы Комитета по
государственному контролю.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ