Глава 14. ПОСТСОВЕТСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
6. Интеграционная роль электроэнергетики
Сегодня, по оценке на конец 2004 года, суммарный объем
выработки электроэнергии в России составляет около 900 млрд кВт·ч в год, а ее
экспорт – 19 млрд кВт·ч., в том числе в страны СНГ – 6,6 млрд кВт·ч и Прибалтики
- 0,7 млрд кВт·ч. Если доля экспорта в общем объеме производимой в Российской
Федерации электроэнергии составляет 2,2%, то удельный вес ее поставок в страны
СНГ и Прибалтики насчитывает совсем незначительную величину – 0,8%.
Следовательно, можно считать, что страны ближнего зарубежья
практически независимы по линии поставок электроэнергии из России. Вместе с тем,
формирование и развитие электроэнергетического рынка вообще и на постсоветском
пространстве в частности невозможно без объединения энергосистем участвующих
стран и настройку их на синхронную (параллельную) работу.
В настоящее время Единая электроэнергетическая система РФ
(ЕЭС России) работает параллельно с энергосистемами двенадцати из четырнадцати
бывших советских республик, а также с частью энергосистем Монголии и Китая. В
последние несколько лет была возобновлена параллельная работа с энергосистемами
Украины (а через нее – с энергосистемой Молдовы) и Казахстана (и,
соответственно, с энергосистемами трех государств Центральной Азии), что
позволило практически полностью восстановить Единую энергосистему в границах
бывшего СССР. Создание такой системы межгосударственных электрических связей
позволило существенно повысить устойчивость функционирования национальных
энергосистем, надежность и экономичность электроснабжения их потребителей,
создать предпосылки для динамичного развития экспорта-импорта, транзита,
технологического обмена электроэнергией, оказания взаимной помощи в аварийных
ситуациях.
Формирование единого электроэнергетического рынка на
постсоветском пространстве стало возможным с началом процессов реструктуризации
электроэнергетических отраслей в ряде стран СНГ, либерализации экспорта-импорта
электроэнергии и внедрения рыночных механизмов торговли электроэнергией. По
оценке РАО “ЕЭС России”, в Российской Федерации конкурентный рынок
электроэнергии функционирует уже больше года, что позволило, по заверениям
руководства компании, накопить значительный опыт рыночных отношений.
Здесь следует особо подчеркнуть, что опыт так называемых
рыночных отношений в электроэнергетической отрасли был накоплен в первую очередь
за счет серьезных социальных издержек, сказавшихся на резком понижении
жизненного уровня большинства населения страны ввиду постоянного роста тарифов
на электроэнергию.
Участие российских компаний в отраслевом сотрудничестве
реализуется через экспортно-импортные поставки электроэнергии, приобретение
профильных активов, а также выход на рынки электроэнергии других стран и
объединений в качестве их полноправных субъектов.
Транзит российской электроэнергии осуществляется через
энергосистемы Украины, Казахстана, Белоруссии и стран Прибалтики. Тарифы на
транзит устанавливаются в двусторонних договорах на оказание соответствующих
услуг. Транзит электроэнергии других стран через сети ЕЭС России в настоящее
время не осуществляется. В целом проблема транзита электроэнергии и установления
платы за него требует комплексной проработки, поскольку, с одной стороны, она
тесно связана с проблемой оказания коммерческих услуг по резервированию и
поддержанию частоты в объединенной энергосистеме, а с другой – РАО “ЕЭС России”
как государственная компания решает и чисто внешнеполитические проблемы
(например, осуществляя поставки электроэнергии в Южную Осетию или
Приднестровье).
По утверждению РАО “ЕЭС России”, поставки российской
электроэнергии по действующим контрактам оплачиваются денежными средствами в
полном объеме и практически всегда своевременно. Несанкционированного отбора
российской электроэнергии в странах СНГ и Прибалтики не зафиксировано.
Таким образом, политико-экономическая значимость деятельности
ОАО РАО “ЕЭС России” в постсоветском пространстве объективно заключается
в том, что даже при незначительных объемах поставок российской электроэнергии в
страны СНГ и Прибалтики эта государственная компания закладывает основы для
формирования в ближнем зарубежье Единого экономического пространства на рыночных
принципах с ключевой ролью правопреемницы бывшей державы. Несомненно, нынешняя
деятельность этой электроэнергетической компании, в которой пока еще сохраняется
контрольный пакет акций в руках государства и, соответственно, контроль за
деятельностью компании со стороны государства, носит не только коммерческий
характер, но и выполняет важные интегрирующие функции по укреплению
геополитических позиций России в ближнем зарубежье.
Как представляется, прежде чем принимать окончательное
решение по разрушению государственной монополии в электроэнергетике, высшей
законодательной и исполнительной власти следовало бы прислушаться к мнению
авторитетных экспертов и почаще вспоминать плачевные итоги приватизации нефтяной
отрасли.
Прежде чем принимать окончательное решение по разрушению
государственной монополии в электроэнергетике, высшей законодательной и
исполнительной власти следовало бы прислушаться к мнению авторитетных экспертов
и почаще вспоминать плачевные итоги приватизации нефтяной отрасли, ведь
российская нефть уже давно “не работает” на защиту национальных геополитических
интересов, хотя по Конституции РФ недра и природные ресурсы пока еще принадлежат
народу.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ