Глава 3. ПУТЬ К ОТВЕТСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Достойная социальная поддержка граждан – залог их доверия к власти
1. Общая характеристика социальной ситуации в России
Социальная ситуация в России сложилась в процессе либеральных
реформ централизованной экономической системы, сопровождавшихся свертыванием
программ развития, разорением стратегически важных отраслей экономики,
многократным сокращением капиталовложений в социальную инфраструктуру и системы
жизнеобеспечения, криминализацией системы распределения бюджетных средств,
деградационным перераспределением рабочей силы и ее профессионального состава,
резким расслоением регионов и социальных групп по уровню доходов.
В период 2001–2005 гг. существенных изменений в социальной
ситуации не произошло. Напротив, несмотря на позитивный прирост национального
бюджета, формальных показателей ВВП и золотовалютного запаса, социальное
расслоение усугублялось, а также созревали новые негативные тенденции, в
частности, рост компрадорского среднего класса, удельного веса паразитических
услуг в структуре занятости населения, снижение вертикальной мобильности в
имущественной сфере, а также рост криминализации имущественных отношений с
выпадением низших по уровню доходов категорий населения в разряд лиц БОМЖ,
деградация инфраструктуры учреждений общественного призрения, проникновение
криминальных отношений в военные отрасли, имеющие стратегическое значение.
Социальная ситуация в России типична для государств,
подвергаемых внешнему порабощению, для стран с высокой степенью криминализации
экономики и для обществ, утративших часть национальной идентичности. Она
является ясным свидетельством направленности процесса западной цивилизации,
вовлекшей Россию в свою орбиту, в сторону углубляющейся деградации и распада,
прямым следствием процесса глобализации мировой финансовой системы и ее теневой
составляющей и образцовым примером прямого влияния политической десуверенизации
на общественные отношения в целом. Социальное неблагополучие в России является
самостоятельным и кардинальным фактором системного регресса государственности.
Острая необходимость в осуществлении качественных
преобразований в социальной политике обусловлена следующими
обстоятельствами:
1) выраженной поляризацией жизненного уровня населения с
тенденцией к расширению наиболее обеспеченных слоев за счет найма граждан РФ в
качестве менеджеров иностранных компаний, расширению наименее обеспеченных – за
счет граждан, лишенных крова в результате криминального передела имущества;
2) сохраняющейся, несмотря на экономический рост, тенденцией
к демографической деградации как в связи с социальной незащищенностью широких
слоев населения, так и в значительной мере в связи с социальным пессимизмом,
широко проявляющимся в агрессивном и саморазрушительном бытовом поведении;
3) распространением социального слоя бездомных граждан и
беспризорных детей, формирующего благоприятную среду для криминальных сообществ;
4) значительными различиями в доходной базе регионов,
усугубляющими асимметрию распределения рабочей силы; перераспределением наиболее
активных трудовых ресурсов из депрессивных и кризисных (экономически
несостоятельных) регионов в благополучные, с нерациональным использованием
мигрирующих трудовых кадров и растратой профессионального потенциала;
5) высокой степенью износа систем жизнеобеспечения, в
особенности в депрессивных и кризисных регионах, с потенциальной возможностью
крупных техногенных катастроф, представляющих угрозу национальной безопасности;
6) высокой криминализацией отношений распределения
государственных доходов; неэффективностью фискальной политики, в том числе в
связи с “плоской” шкалой налогообложения, объективно способствующей социальному
расслоению и неплатежеспособности широких слоев населения, в особенности в
депрессивных регионах;
7) несостоятельностью существующей системы социальной защиты,
функции которой замещаются псевдоблаготворительными, в значительной мере
сектантскими, международными структурами, в орбите влияния которых оказываются
значительные категории социально незащищенного населения.
Накопление социальных проблем, угрожающих целостности
государства и безопасности граждан, диктует необходимость решительных мер на
высшем государственном уровне. Однако качественным преобразованиям препятствуют
следующие вызовы:
1) внешнее политическое и экономическое давление на
Российскую Федерацию со стороны международных финансовых организаций и
политических элит Запада, требующих дальнейшего сокращения государственной
поддержки малообеспеченных категорий населения и либерализации внутренних цен на
энергоносители, несовместимой с выживанием систем жизнеобеспечения большинства
регионов России;
2) несамостоятельность экономического мышления правительства
России с сохраняющейся ориентацией на приспособление к требованиям внешних сил и
навязываемым извне моделям, а также снижение роли государства в экономической и
социальной политике;
3) отчуждение широких слоев населения от национальных и
региональных приоритетов развития, в том числе в связи с объективным отсутствием
общественных рычагов воздействия на политические процессы; распространенность
самозащитных потребительских предубеждений, массовое усвоение молодежью
стереотипов глобализованной масскультуры, атомизация общественного сознания в
результате социального пессимизма.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ