Глава 2. ОЧИЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
7. Преобразования системы внутренних дел
Тяжелейший кризис российской государственности выражается
прежде всего в разложении органов правопорядка и фактической утрате ими тех
функций, ради которых они были созданы. Нарушения закона стали массовыми, но
виновные не встречают отпора и остаются безнаказанными. Более того, органы
милиции, прокуратура, суды зачастую способствуют криминальной деятельности и
соучаствуют в ней. Поэтому они утратили авторитет в глазах граждан, а граждане в
свою очередь лишились естественного стремления к соблюдению законов.
Для успешного наступления на организованную преступность
необходимо провести поэтапную реструктуризацию правоохранительных органов. Ее
ключевым этапом должно стать выделение из всех правоохранительных органов
(Генпрокуратуры, МВД, ФСБ и т.д.) оперативно-розыскной деятельности и
следствия в отношении преступлений особой тяжести, связанных с деятельностью
организованных преступных сообществ и коррупцией, а также требующих проведения
расследования на территории нескольких регионов России или России и зарубежья в
единую Государственную службу расследований (ГСР). ГСР должна создаваться
с особо жестким кадровым отбором и обеспечением сотрудников всеми необходимыми
средствами, техническими и финансовыми возможностями. Сотрудники ГСР и их семьи
должны быть надежно защищены от возможности шантажа или преступной расправы,
вплоть до создания специальных охраняемых жилых городков и обеспечения
необходимой секретности и анонимности.
Для успешного наступления на организованную преступность
необходимо провести поэтапную реструктуризацию правоохранительных органов. Ее
ключевым этапом должно стать выделение из них оперативно-розыскной деятельности
и следствия в отношении преступлений особой тяжести, связанных с деятельностью
организованных преступных сообществ и коррупцией, в единую Государственную
службу расследований (ГСР).
Для борьбы с коррупцией нужно отделение ее жертв от
организаторов: отделение предпринимателя, попавшего в сети незаконных поборов,
от чиновника, расставляющего эти сети. Жертва коррупции, помогающая ее
искоренению, должна сохранять свободу и доброе имя.
Правовую базу антикриминальной политики необходимо
сформировать путем принятия целого комплекса законов, соответствующих законам
RICO в США, четко регламентирующих полномочия правоохранительных органов по
действиям против оргпреступности и позволяющих конфисковывать ее активы, с
помощью которых преступники и коррупционеры могут оказывать влияние на
государственную и общественную жизнь, в том числе и находясь под следствием и в
местах заключения. В рамках этого комплекса законов в борьбе с организованной
преступностью должны активно применяться методы оперативного внедрения,
проведение превентивных операций, особые тактические методы (фирмы-ловушки,
облавы и т.п.). При этом вся оперативная деятельность должна вестись строго в
рамках законодательства. Должна быть сведена к минимуму возможность оперативной
ошибки и нарушения законных интересов и прав граждан.
Важный и, как представляется, сегодня уже совершенно
необходимый шаг по оздоровлению глубоко коррумпированной и подверженной
многоуровневому административному воздействию судебной системы –
широкомасштабная замена скомпрометировавших себя судей либо вообще полная
одномоментная замена всего судейского корпуса, аналогичная проведенной в свое
время во Франции де Голлем.
Это связано с тем, что к настоящему времени коррупция и
административный произвол настолько глубоко укоренились в личных отношениях, что
судебная система, по-видимому, не может освободиться от них без освобождения от
соответствующих личностей.
Система профилактики правонарушений и наказания за них
требует существенных перемен. Необходимо рассмотреть возможность введения
смертной казни за массовые (серийные) убийства и изнасилования, а также
систематическую торговлю тяжелыми наркотиками в средних и крупных размерах. При
этом во избежание судебной ошибки необходимо установить, что приведение
смертного приговора в исполнение допускается не ранее чем через год с
обязательным подтверждением приговора Верховным судом (который должен заново
изучить дело, даже если приговоренный не подал апелляцию).
Должна быть резко повышена ответственность за преступления,
совершаемые государственными должностными лицами, – в особенности в тех случаях,
когда их деятельность нанесла существенный экономический ущерб стране. То же
касается госслужащих, военнослужащих и работников оборонных предприятий,
связанных с государственной тайной. Необходимо усилить уголовную ответственность
за преступления против традиционной морали, распространение порнографической
продукции, вовлечение в занятие проституцией, производство пищевых товаров и
товаров массового потребления, опасных для здоровья, – прежде всего
некачественной алкогольной продукции.
В то же время должны быть облегчены наказания за
незначительные преступления, совершенные впервые, по неосторожности и в случае
крайней необходимости. На стадии предварительного заключения и при отбывании
наказания необходимо отделение рецидивистов и особо опасных преступников от
остальных заключенных. Необходима отмена необоснованных ограничений в пище,
одежде, получении почтовых отправлений, передач, свиданий и т.п. Необходимо
расширить сферу применения наказаний, не связанных с лишением свободы и
содержанием в исправительных заведениях, а также чаще использовать меры
наказания, предоставляющие возможность осужденным проживать в специализированных
поселениях, в которых условия позволяют заключенным иметь собственное хозяйство
и создать семью. Все эти меры могли бы способствовать в том числе решению такой
острой проблемы российской пенитенциарной системы, как переполненность тюрем и
следственных изоляторов.
Бытовая преступность, в значительной степени являющаяся
результатом социально-демографического неблагополучия (в особенности в
депрессивных регионах), является слишком частым явлением, чтобы общество могло
позволить себе распространить общественное осуждение на всех заключенных. Нация,
испытывающая острый дефицит рабочей силы, нуждается в их реинтеграции, а не
изоляции – за исключением специфических категорий лиц, совершивших особо тяжкие
преступления, хотя и в рамках этих категорий следует различать мотивы.
“Начало новой жизни” для бывшего заключенного предполагает не
просто реадаптацию, а обретение смысла существования. Этот смысл может
предоставить нация, нашедшая себя в оптимистической парадигме возрождения.
Максимально действенные формы возвращения бывших заключенных в общенациональный
процесс возрождения и развития состоят в их вовлечении в деятельность с
конкретными зримыми результатами труда, по возможности в смешанных коллективах.
Целесообразность разрыва связей с криминогенной средой
предполагает направление освободившихся заключенных в состав исполнителей
общественных работ, экспедиций и миссий по освоению территорий и строительству
общей инфраструктуры, а также реконструкции запущенных индустриальных мощностей.
Еще в период заключения необходимо соответствующее профилирование с учетом
профессиональных навыков, с предоставлением путевок, дающих право на
регистрацию, лишь в момент освобождения.
Как в программах по искоренению социальных пороков, так и в
психологической и трудовой реабилитации заключенных решающая роль принадлежит
традиционным религиям России. При этом стратегическая задача состоит в
постепенном освобождении от услуг иноверных миссионеров, в ряде регионов
фактически монополизировавших эти жизненно важные для государства миссии.
Для успешной работы правоохранительных органов необходимы
гарантии социальной защищенности их сотрудников: высокие оклады, позволяющие
поддерживать достойный уровень жизни, специальные надбавки при работе в условиях
повышенной опасности, полноценное пенсионное обеспечение, развитая система
отдыха и реабилитации, надежная система специальных пособий.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ