На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

Доктрина смущения

В конце августа в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата состоялись слушания Всемирного русского народного собора, посвященные “Русской доктрине”. 800-страничный документ содержит стратегию экономического, политического, культурного развития России на основе “духовно-нравственных ценностей, традиционных принципов русской цивилизации”. Программа, созданная еще в 2005 г. по инициативе фонда “Русский предприниматель”, теперь издана отдельной книгой, над ней работали 70 экспертов, в числе которых А. Кобяков, В. Аверьянов, В. Кучеренко (М. Калашников), Егор Холмогоров, практически все авторы сайта "Правая.Ру" во главе с его главным редактором Ильей Бражниковым и др. Как было сказано в пресс-релизе, эта “программа консервативных преобразований за 4-5 лет способна вернуть страну в нормальное состояние”.

Работа над концепцией будет продолжена. Уже в феврале 2008 г. на XII Всемирном русском народном соборе тем же коллективом будет представлена доктрина “Молодежь России”, а к лету 2008 г. они берутся создать “Программу среднесрочных преобразований России” — “практическое руководство к действию” для президента и правящей партии. Последний документ будет обсуждаться на Соборном съезде Екатеринбургского отделения ВРНС 17-20 июля 2008 г. Кроме того, доктрине будет посвящена конференция, которая пройдет 2 ноября в храме Христа Спасителя в рамках выставки-форума “Православная Русь”.

Сами авторы так характеризуют концепцию в своем пресс-релизе: она “содержит в себе символ веры в Россию, особую цивилизацию, мир миров, который не нуждается во внешнем обосновании”. Для разработчиков документа Россия “стоит в ряду таких духовных символов, как “Бог”, “святыня”, “вера”. “Сегодняшняя Россия является продолжением исторической России – политический и правовой разрыв с Московским государством, Российской империей или Советским Союзом не признается, поскольку их никто не упразднял”. В противовес “модной на Западе” теории отмирания государства авторы предлагают “создать государство нового типа”, при этом “не бояться “выскочить из Евразии” или “выпасть из Европы”. “Миссия Русской цивилизации – удержать род людской от катастрофы. Спасая себя, великая Россия спасает и все человечество”.

С высокой оценкой доктрины выступил заместитель главы ВРНС, председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Он подчеркнул, что “фундаментальным ядром” программы является идея о том, что “модернизация страны может осуществиться только на основе базисных ценностей российской цивилизации”. Митрополит опасается, что “очередные выборы могут повлиять на изменение базисной парадигмы общества и государства”. Вдруг, не приведи Господь, произойдет реабилитация либеральных ценностей? Или наконец будет ясно и четко сформулирована мысль, что либеральные и христианские ценности совсем не всегда противоречат друг другу, а, наоборот, во многом совпадают?

4 СЕНТЯБЛЯ 2007, 14:34 Борис Фаликов, религиовед:

"Русская доктрина" не один год вызревала в среде православно ориентированных молодых консерваторов. В основе ее критика российского либерализма 90-х годов. Сейчас, когда эта критика стала общим местом, стоит отметить лишь один момент "Русской доктрины", который, как это ни парадоксально, роднит ее с объектом критики. Это крайний утопизм. Либералы мечтали, что Россия, сбросив коммунистическое иго, станет нормальной страной с рыночной экономикой и демократическими свободами. Мечты эти не имели под собой эмпирической базы, и неудивительно, что они не осуществились. "Русская доктрина" также носит совершенно умозрительный характер. Это странная смесь славянофильства с евразийством, которая возникла в головах нового поколения интеллектуалов, возмечтавших о великой России.

Мечты о новом могуществе определяют и их отношение к православию. Для них оно, прежде всего, великодержавная идеология, способная сплотить народы России под знаменем “русской веры”. Это какое-то “силовое христианство”, которое не имеет ничего общего с учением Христа и абсолютно не применимо в условиях многонациональной и поликонфессиональной  страны.

Мечтать о величии – совсем не грех, беда в другом. Наши младоконсерваторы, основываясь на своем небольшом жизненном опыте, постоянно говорят о том национальном унижении, который им пришлось пережить, когда рухнула великая держава – СССР. Их счастье, что им не довелось пережить настоящего унижения, когда великая держава отнимала возможность свободно выражать свои мысли. Они-то такую возможность получили автоматом и не подозревают, как легко ее потерять, если, не дай Бог, мечты о прежнем величии начнут воплощаться в жизнь.

4 СЕНТЯБЛЯ 2007, 12:31 Андрей Игнатьев, социолог:

Вся эта история с публикацией очередного “русского проекта” была бы просто смешной, если бы не вызывала такой нестерпимой грусти — прежде всего потому, что в эту историю (судя по тому, что можно было увидеть и прочитать на мониторе компьютера) вляпался владыка Кирилл, которого я всегда считал одним из наиболее вменяемых и перспективных деятелей Церкви Христовой в России.

Еще потому, что авторы предлагаемого “русского проекта” всерьез – как об одном из ключевых предпосылок его реализации – говорят о какой-то аристократии, к тому же самозванной, иными словами, о том, что в проектируемой ими России власть и деньги будут передаваться исключительно по наследству (ничего иного слово “аристократия” реально не означает). Между тем, очевидно, что в “постсовременных” обществах будущее любого политического режима определяет та перспектива, которую он открывает перед парнями и девушками с рабочей окраины маленького провинциального городка (“народом”, попросту говоря).

Наконец, отечественным политическим элитам следовало бы уже понимать, что так называемая идеократия, т.е. успешная трансформация общества в соответствии с какой-нибудь “объемлющей” социальной теорией (все равно – Маркса, фон Хайека или кого-нибудь из авторов “русского проекта”), реально осуществима исключительно на волне массового революционного насилия (как в Петрограде 1917 или в Тегеране 1979 года), а следовательно – предполагает в качестве своего исходного условия крупномасштабный национальный кризис; между тем, в повестке дня сегодня по-прежнему “великая Россия”, а вовсе не “великие потрясения”.

Утешает одно: каждый, кто внимательно читал Н.В. Гоголя или хотя бы поэта Николая Олейникова, прекрасно понимает, что Россия – классическое “заколдованное место”, где никогда ничего ни у кого не получается (ни “просвещенная монархия”, ни “научный социализм”, ни даже обыкновенная демократия и рынок); конфузом (в лучшем случае) обернется и обсуждаемая нами затея.

4 СЕНТЯБЛЯ 2007, 12:27 Игумен Петр (Мещеринов):

Игумен Петр – сотрудник Патриаршего молодежного центра при Даниловом монастыре

Явилась на свет Русская Доктрина – творчество большого авторского коллектива, в составе коего, правда, не замечены ни интеллектуалы, ни профессионалы. Рождалась доктрина долго и мучительно. Место рождения – один из греческих островов, что, вообще-то говоря, несколько странно: неужели столь любящие Россию граждане не нашли для вдохновенья ни один из уголков нашей необъятной Родины? Вот, скажем, город Краснокаменск Читинской области – прекрасное место, презентовали бы доктрину там, а не на Корфу… Средиземноморский воздух, очевидно, весьма способствовал возгреванию патриотических чувств, но, увы, отрицательно сказался на смысле документа. Перед нами текст объёмом чуть ли не в 800 страниц. В нём сообщается urbi et orbi  весьма свежая мысль, что у России особый путь; заключается он в том, что “Россия – это система стропил, поддерживающих свод над всеми народами мира, дарующая мировому целому равновесие и стабильность” (в медицине такое умонастроение квалифицируется вообще-то как mania grandioso). Также заявлено и о том, что у России своя цель; но что именно это за цель – отчётливо не говорится. Это, впрочем, понятно: авторы самозабвенно любят всё советское (до перестройки), опричнину и монастыри времён преподобного Сергия Радонежского. Если бы они прямо сказали, что цель России – управляемый “сетевой смыслократией” и охраняемый державными опричниками ГУЛАГ, в котором для всех граждан обязательна ежедневная трёхразовая молитва, то с “Русской доктриной” было бы всё предельно ясно.  Туманность же здесь “на руку”: вряд ли кто осилит хотя бы часть текста, ибо читать документ невозможно; а название, согласитесь, величественное. Может быть, именно на это авторы и рассчитывали.

Общественное значение “Русской доктрины”, на мой взгляд, – нулевое (впрочем, авторы изо всех сил стараются создать обратное впечатление). К кому она обращена? К власти? Но власть и без всякой “Русской доктрины” успешно  справляется с построением в нашем отечестве прочного и добротного феодализма. К народу? Не думаю, что россиянам, каких бы взглядов они ни придерживались, понравилось бы практическое осуществление доктрины. Впрочем, в этом авторы могут (и должны, наверное) показать всем пример: пересесть на отечественные автомобили, перестать ездить отдыхать за враждебную границу (уж не говоря о деловых контактах с нею или об обучении там своих детей); кто курит, перейти на отечественную “Приму”, выкинуть из дома всю иноземную бытовую технику и т.п.

В наше относительно свободное время на свет может появиться любая писанина. Какие угодно доктрины (разумеется, не противоречащие “генеральной линии партии”) могут ваять политики и общественные деятели, либералы, консерваторы, националисты, космополиты, коммунисты, антилибералы, антикоммунисты, коллективы авторов, группы граждан, вплоть до пациентов больницы им. Алексеева, а также многочисленные и разнообразные частные лица. “Русская доктрина” – не более чем выспреннее словоблудие. Ни практического смысла, ни политического значения она не имеет. Я опасаюсь лишь того, что в её “сферу” окажется втянута Русская Церковь. В тех условиях, когда для части сегодняшних православных важнее не Евангелие Христово, а политиканствующее околоцерковное “идеологическое строительство”, вполне может произойти “признание” “Русской доктрины” (или чего-нибудь вроде неё) выражением “церковного отношения” к тем вопросам, на освещение которых доктрина претендует. Но Церковь в “Основах социальной концепции” уже выразила свой, взвешенный и именно церковный, взгляд на многие вопросы этого рода. Кроме того, в этой области существуют и основополагающие книги, в которых давно всё сказано – например, “Оправдание добра” великого русского философа Владимира Соловьёва. Творцам доктрины, а также православным христианам, всерьёз её воспринимающим, я дерзну порекомендовать внимательно изучить эту книгу. От этого уж явно будет больше пользы, чем от чтения “Русской доктрины”…

(Ежедневный журнал, 04.09.2007)
вверх