На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

Анна Соболева
Валерий Герасимов

“Русская доктрина” в Латвии

(еженедельник “Ракурс”, 7 октября 2006 г.)

Ныне ни царя Василья, ни вора, ни королевича не слушать,
а стоять всем за державу”.
Князь Дмитрий Пожарский

О концепции “Русского мира” со страниц газеты говорилось уже не раз. Тема эта сохраняет напряжённую актуальность для всей Русской цивилизации. Сегодня мы хотим сообщить о важном событии, связанным с этой концепцией.

В России большой группой авторов, состоящей из профессионалов, экспертов в самых различных областях создан документ, носящий название “Русская доктрина”. Второе её название - “Сергиевский проект” в честь преподобного Сергия Радонежского. Книга уже издана пробным небольшим тиражом, который сразу же разошелся в среде специалистов. О создании этого труда уже проинформирована российская государственная элита, знает о нём и Президент России.

Еще в октябре прошлого года во время “Русской недели” на о.Корфу в Ионическом море, острове русской славы, освобожденном от наполеоновских фойск адмиралом Ушаковым, состоялось представление Русской доктрины.

Сейчас идет формирование моральной поддержки и доверия общества к РД, выстраиваются взаимоотношения с носителями иных мировоззрений.

В Риге, в доме Рейтерна недавно состоялась ее представление. Представлять ее к нам приехали:

  • Андрей Кобяков, ведущий сотрудник журнала "Эксперт", доцент МГУ, кандидат экономических наук;

  • Кирилл Фролов, заведующий отделом Института стран СНГ, кандидат исторических наук;

  • Виталий Аверьянов, сотрудник Института философии РАН, кандидат философских наук;

В “Русской доктрине” её авторы предприняли тяжелейшую попытку создания фундаментальной стратегии духовно-политического развития России и Русского мира. Вот, как определяют её задачу сами авторы:

"Суть Русской доктрины - создание иерархически-сетевой социальной ткани, сетевой империи на месте разрушенного "советского мира", на основе лучших традиций Святой Руси, старой Российской империи, на основе достижений "советского народа", то есть той же, что и раньше, что и всегда, сверхнациональной русской нации."

Мы не ставим своей задачей в статье полностью рассказать о содержании Доктрины. Да это и невозможно.

Русская доктрина – 500 страниц увлекательнейшего текста, не могущего оставить безучастным любого русского человека.

При этом Доктрина не является каким-либо обзором или констатацией текущего положения вещей, она проникнута активным духом проектности, устремленности в будущее. Её открытый, активный консервативный посыл не имеет ничего общего с архаическими реминисценциями или “этнографичностью” - авторы определяют основное отличительное свойство своей идейной платформы, как “динамический консерватизм”.

Трудно определить жанр, к которому следует отнести этот труд. Авторы категорически отказываются причислить его к научным работам и считают Доктрину публицистической работой. И это при ее-то насыщенности очень специальной информацией.

На наш взгляд ее можно охарактеризовать, как темпераментно литературно изложенные основополагающие скрепы русского прорыва. Вне зависимости от ее формальной классификации, это прежде всего “текст-действие”, требующий не просто ознакомления, но ответного действия. Собственно и сами авторы говорят о том, что Доктрина не представляет собой законченный продукт, они особо настаивают на том, что Доктрина открыта для развития и изменений. Таким образом это в первую очередь приглашение к сотворчеству, в котором только и могут быть достигнуты поставленные цели.

Никак не меньшее значение имеет задача РД “сшить разорванные куски русского духовного и смыслового пространства”, стянуть в узлы взаимодействия неравнодушных, энергичных, думающих русских людей.

Сегодняшнее состояние нации точнее всего можно охарактеризовать как ситуацию “украденного будущего”. Смысл, которого так не хватает сейчас нашей нации, тесно связан с ценностью чести. Однако это не означает, что способность интенсивно и глубоко мыслить потеряна, а честь утрачена.”

Не секрет: нашей главной проблемой является то, что мы не говорим правду. Друг другу. Самим себе. И уж, конечно, обществу, электорату, единомышленникам. И отчего мы ещё уверены, что у нас есть единомышленники? Если соображения политкорректности, нежелание связываться с оголтелой официозной клеветой, дискутировать с не имеющими своей точки зрения агентами чужеродных сил, опустошают нашу душу, вытаптывают веру в справедливость, лишают сил и дезориентируют в выборе будущего. И как понять, одинок ли ты в этом смятении?

РД обладает чудодейственным свойством. Свойством индикатора. Как школьный тест на кислоту и щелочь. Единомышленники находятся без агитации, или так же сразу находятся противники.

Многие, в частности здесь, в Лавтии, клялись в любви и верности русской культуре: “Мы на ней выросли. Она никуда не денется. Она останется с нами. Закроем шкаф истории, пойдем в будущее глобализма”.

А ведь вся основная русская культура – это православная культура, не вяжущаяся с идеями стяжательства, вечной конкуренции, беспринципности и отторжения национальных традиций. И это ощущение несовместимости жизненных установок, противоречивости мировоззрения лет 15-16 присутствует в общественном сознании.

Цель авторов РД задать смысловой вектор: Зачем жить России и русским? Какой Россия может быть? Каков образ России для нации и мира? Как завершить выработку русского нравственного мира?

РД как принцип сложения общественно-исторической мозаики: найден принцип – тотчас складывается непротиворечивая картина мира. Или как откровение: даже при беглом знакомстве не уловить невозможно..

Наверное оттого, что сами авторы предельно искренни. Не расчетливы, не коньюнктурны. Нет. Энергичные, твердые в своей вере люди, профессионалы, признающие право на ошибку, ответственные перед своей совестью и лицом Истории, “смыслократы” с тонким чувством юмора и блестящим слогом, одним словом, настоящие , “имеющие честь быть русскими” люди....

В последний час. Как заявил в прессе Виталий Аверьянов: “сегодня мы переходим на новый этап работы – этап Русской доктрины-II. Формат ее еще уточняется, возможно, что она будет серьезно отличаться от Доктрины-I по жанровым параметрам и характеристикам практической применимости. Тем не менее, Доктрина остается открытым проектом. Поэтому, как наши критики, так и наши сторонники имеют возможность подключиться к коллективному творчеству.

Адрес оригинала публикации (в сокращенной редакции)
вверх