Глава 3. ПРОРЫВ К СИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
3. Об общеобразовательной школе
Подгонка российского среднего образования под западные
стандарты, в частности, под стандарты безграмотной Америки – пагубный путь для
России. Пора понять, что в этой области нам не было равных, а значит, нет
образцов для подражания. Подгонка школы под “нужды рыночной экономики” также
бессмысленна, хотя бы потому, что национальный тип хозяйствования в России пока
не выработан, а нужды и принципы чужой экономики не могут становиться критерием
базового национального образования. Также нужно перестать трактовать знание как
товар, а образование – как услугу. Природа потребления не просто отлична от
природы образования, но отчасти ей противоположна.
Навязывание через некоторые учебники “либеральных ценностей”
вольно или невольно ведет к тому, что молодое поколение “преодолевает” связь с
Традицией, со старшими. Так этим поколением легче управлять через
“интернациональную” массовую культуру (мифическая “продвинутость” Америки, ее
“свободы”). Одна из задач школы – “прояснение” взаимоотношений детей и
родителей, постоянный акцент на преемственности, на семейных ценностях, которые
являются прообразом государственных. Подаваться эти ценности должны не как
отдельный предмет, а опосредованно – через литературу, обществоведение, историю,
через наиболее “романтические”, увлекательные предметы, что несравнимо ближе
молодому сознанию, чем любые нравоучения. Именно в области воспитания и
образования особенно неуместно либерально-демократическое фразерство, именно
здесь должна действовать наиболее разветвленная система запретов. Чем менее
сформировано сознание, тем больше оно подвержено любому воздействию – как
положительному, так и отрицательному (пока у человека завязаны глаза, глупо
давать ему возможность идти по любой дороге, ведь одна из них может вести и к
пропасти).
В связи с этим необходимо также ограничивать развращающее
влияние “развлекательно-просветительских” изданий, цветных журналов,
ориентированных на подростково-молодежную аудиторию. Их содержание должно стать
предметом особого внимания общеобразовательных комиссий, лицензии на такие
издания должны получаться только от них. С уходом в прошлое устного народного
творчества именно массовая молодежная культура берет на себя роль не только
нравственного, но и сексуального воспитания, под этим углом ее стоит
рассматривать и цензурировать.
Профессионализм учителей, педагогов, авторов и технических
исполнителей учебников и детских книг катастрофически падает. Эта деградация
должна быть остановлена. Подготовка педагогических кадров – важная
государственная задача, она должна тщательно планироваться, контролироваться и
поддерживаться соответствующей социальной политикой.
Образовательный бюджет Российской Федерации является в наши
дни бюджетом выживающей колониальной школы, бюджетом попрошайки, сознательно
выпихнутого на паперть. Для создания лучшей в мире школы требуется увеличение
финансирования образования на всех уровнях в разы, как минимум в 3–4 раза. Каким
образом этого возможно достичь? Прежде всего необходимо кардинальное изменение
отношения к образованию. Вместо убыточной “непроизводственной” сферы образование
необходимо рассматривать как сферу производства будущего. Следует ввести прямой
и сквозной образовательный налог в размере 1 процента от всех налогов. Разговоры
об и без того тяжелом налоговом бремени при этом ничего не стоят, поскольку надо
сокращать налоги за счет уже существующих, а не за счет предлагаемого целевого
налога с ясным назначением.
Возможные дополнительные финансовые источники для школ:
- освобождение от всех без исключения налогов самих школ и
всех инвестиций или иных материальных и финансовых вложений в них;
- наделение школ собственной землей (по образцу тех решений,
которые в настоящее время обсуждаются для Русской Православной Церкви);
- принцип образовательной ренты, т.е. взимания в пользу школы
платы за образованные трудовые и социальные ресурсы;
- экспорт лучшего в мире образования по экономически выигрышным ценам. Каждый
год США зарабатывают на этом до 12 млрд долларов; в результате, как шутят они
сами, американский университет представляет собой место, где русский профессор
учит китайского студента.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ