Глава 10. БИЗНЕС–ГОСУДАРСТВО–ОБЩЕСТВО
От отношений в этом треугольнике зависит наше будущее
1. Бизнес бизнесу рознь
В общественном сознании насаждается миф о “единстве
интересов” всего бизнеса. Однако этого “единства” на самом деле нет и в помине:
реально бизнес-сообщество разделено на две совершенно различные по интересам
группы. Причем различие это заключается не в специализации, не в величине
капитала и даже не в степени “повязанности” с властными структурами, а в
принципиальной постановке конечной задачи. Одни хотят строить бизнес в России
на перспективу и передать его детям. Подобный подход, вне зависимости от
сферы приложения, делает такой бизнес объективно “своим” для России и всего
общества.
Другой бизнес является по духу финансово-спекулятивным,
ориентированным на скорейшую прибыль, отсутствие долгосрочных инвестиций и вывоз
капитала. Как следствие, он не заинтересован в долговременных проектах,
диверсификации, развитии внутреннего потребительского рынка и создании
финансовой системы, ориентированной на внутренние источники финансирования (так
как под предлогом “привлечения стратегического инвестора” удобнее всего продать
бизнес ТНК и вывести активы за границу).
Проанализируем ситуацию с точки зрения стратегических
интересов. Судя по действиям в последнее время, свою стратегическую задачу в
России “чужой” бизнес видит состоящей из нескольких этапов.
Первый этап. Максимальное “выкачивание” ранее
разведанных природных ресурсов, с максимальным же выводом капиталов и активов за
границу (уже завершается).
Второй этап. Значительный рост акций своих компаний,
обеспечиваемый отраженными в “прозрачных”
корпоративных отчетах высокой доходностью и объемами экспорта (идет полным
ходом).
Третий (заключительный) этап. Продажа своего бизнеса по высокой
цене международным ТНК. Тем самым обеспечивая при их посредничестве себе и своим
вывезенным капиталам “легализацию” на Западе (эта тенденция набирает силу
сейчас).
Вывод очевиден: выполнение перечисленных задач делает такого рода бизнес не
просто “чужим”, но смертельно опасным как для государства и общества, так и для
“братьев по классу” из числа “своего” бизнеса. Более того, если приложить к
этому знаменитый юридический принцип “Ищи, кому выгодно!”, мы с удивлением
обнаружим, что буквально все, что так не нравится “своему” бизнесу в нашей
экономике, первопричиной своей имеет не что иное, как реализацию этого самого
“долгосрочного плана”.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ